Перечень правил предоставления коммунальных услуг ЖКХ
Управление жилищно-коммунальным хозяйством – дело достаточно сложное и ответственное.
Услуги ЖКХ относятся к общественно важной сфере, от которой во многом зависит жизнедеятельность
целых регионов страны. Поэтому данная сфера регулируется соответствующими правилами, принятыми на законодательном уровне.
История регулирования сферы коммунальных услуг. Взаимоотношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг в нашей стране не всегда можно назвать безоблачными. Многочисленные судебные тяжбы и бытовые конфликты между субъектами жилищно-коммунальной сферы стали заурядным явлением.
К началу 2000-х годов обстановка здесь настолько обострилась, что далее стало просто невозможно обходится без соответствующих статей закона. Первые попытки централизованного регулирования предоставления коммунальных услуг были предприняты более десятилетия назад.
В 2006 году Правительство РФ издало Постановление №307, в котором прописывались правила предоставления услуг гражданам со стороны предприятий коммунальной сферы. Данное постановление, с ежегодно вносимыми поправками и корректировками, действовало вплоть до 2011 г.
В 2011 г. вышел новый законодательный акт – Постановление № 354. Оно ввело новые нормативы и правила поставки потребителям коммунальных услуг, а также регламентировало правила оплаты за их использование. В неизменном виде оно просуществовало до декабря 2014 года, когда в Постановление №354 были внесены первые изменения, вступившие в силу в 2015 г. В дальнейшем правила обновлялись и дополнялись в 2016 г.
Постановление правительства состоит из трёх основных частей:
1. Общие положения. Этот раздел содержит общее описание данного законодательного документа, регламентируются взаимоотношения между поставщиками и потребителями услуг.
В этом же вступительном разделе даётся расшифровка следующих понятий:
Кроме того, в общих положениях даётся описание и других терминов, встречающихся в дальнейшем: «коммунальные ресурсы», «коммунальные услуги», «жилое и нежилое помещение», «управляющая организация» и т.д. После раздела с общими положениями, в постановлении идут разделы, определяющие права и обязанности субъектов коммунального хозяйства: потребителями услуг и их поставщиками.
2. Права и обязанности поставщиков. Данные положения Постановления №354 описывают, какие права и обязанности имеют организации и субъекты правовых отношений, осуществляющие поставку услуг конечному потребителю (как физическим, так и юридическим лицам).
Согласно правилам, прописанным в этом разделе, поставщик обязан:
Кроме этого, постановление возлагает на поставщиков обязанность следить за правильной эксплуатацией внутридомовых сетей и производить своевременный их ремонт.
Помимо обязанностей, поставщики коммунальных услуг обладают и правами по отношению к потребителям:
3. Права и обязанности потребителей.
Потребители также обладают своими правами и обязанностями, прописанными в положениях Постановления:
Постановление №354 определяет и права потребителей коммунальных услуг:
В дополнениях и приложениях к данному документу даётся перечень нормативов и стандартов, определяющих правила предоставления коммунальных услуг.
В них потребитель может ознакомиться со следующими официальными стандартами:
Данное Постановление значительно облегчает порядок взаимодействия между субъектами правовых отношений – коммунальными хозяйствами и жильцами частных или многоквартирных домов. Кроме того, данный норматив является той законодательной базой, опираясь на которую поставщики или потребители могут добиваться соблюдения своих прав в судебных и гражданских инстанциях.
История регулирования сферы коммунальных услуг. Взаимоотношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг в нашей стране не всегда можно назвать безоблачными. Многочисленные судебные тяжбы и бытовые конфликты между субъектами жилищно-коммунальной сферы стали заурядным явлением.
К началу 2000-х годов обстановка здесь настолько обострилась, что далее стало просто невозможно обходится без соответствующих статей закона. Первые попытки централизованного регулирования предоставления коммунальных услуг были предприняты более десятилетия назад.
В 2006 году Правительство РФ издало Постановление №307, в котором прописывались правила предоставления услуг гражданам со стороны предприятий коммунальной сферы. Данное постановление, с ежегодно вносимыми поправками и корректировками, действовало вплоть до 2011 г.
В 2011 г. вышел новый законодательный акт – Постановление № 354. Оно ввело новые нормативы и правила поставки потребителям коммунальных услуг, а также регламентировало правила оплаты за их использование. В неизменном виде оно просуществовало до декабря 2014 года, когда в Постановление №354 были внесены первые изменения, вступившие в силу в 2015 г. В дальнейшем правила обновлялись и дополнялись в 2016 г.
Постановление правительства состоит из трёх основных частей:
- Общие положения.
- Права и обязанности поставщиков.
- Права и обязанности потребителей.
1. Общие положения. Этот раздел содержит общее описание данного законодательного документа, регламентируются взаимоотношения между поставщиками и потребителями услуг.
В этом же вступительном разделе даётся расшифровка следующих понятий:
- Внутридомовые системы – это общее имущество всех собственников, проживающих в многоквартирном доме. К ним относятся электрические, газовые и водопроводные сети, расположенные до непосредственного входа в квартиры. Сюда же относится различное оборудование общего пользования – от осветительных приборов в подъездах, на чердаках и подвалах, до лифтового оборудования.
- Внутриквартирное оборудование – системы и оборудование, находящееся внутри отдельной квартиры. Пользование таким оборудованием осуществляет собственник квартиры в индивидуальном порядке.
- Приборы учёта – оборудование, позволяющее измерять объёмы потребления заказчиком различных коммунальных услуг – электроэнергии, газа. Тепла, воды и т.д. Приборы учёта могут быть как общедомовыми, так и индивидуальными.
Кроме того, в общих положениях даётся описание и других терминов, встречающихся в дальнейшем: «коммунальные ресурсы», «коммунальные услуги», «жилое и нежилое помещение», «управляющая организация» и т.д. После раздела с общими положениями, в постановлении идут разделы, определяющие права и обязанности субъектов коммунального хозяйства: потребителями услуг и их поставщиками.
2. Права и обязанности поставщиков. Данные положения Постановления №354 описывают, какие права и обязанности имеют организации и субъекты правовых отношений, осуществляющие поставку услуг конечному потребителю (как физическим, так и юридическим лицам).
Согласно правилам, прописанным в этом разделе, поставщик обязан:
- Осуществлять поставку услуг в необходимом для потребителя объёме. Следовательно, любые отклонения от государственных стандартов являются нарушениями законодательного акта – будь это недостаточно горячие батареи центрального отопления, низкое напряжение в электросети, либо слабый напор в водопроводной системе.
- Согласно постановлению, коммунальные организации должны оперативно реагировать на все жалобы и пожелания потребителя. В частности, вносить все претензии в специальную книгу; своевременно принимать меры для проверки жалоб и устранения их причин; потребитель должен быть в письменном порядке извещён о результатах проверки.
- Поставщики должны по первому требованию клиента произвести перерасчёт сумм оплаты в случае недополучения им надлежащих услуг.
- Если планируется временное прекращение поставок услуг (в связи с текущим ремонтом, модернизацией оборудования и так далее), поставщик обязан своевременно уведомить об этом потребителей.
Кроме этого, постановление возлагает на поставщиков обязанность следить за правильной эксплуатацией внутридомовых сетей и производить своевременный их ремонт.
Помимо обязанностей, поставщики коммунальных услуг обладают и правами по отношению к потребителям:
- Поставщик имеет право требовать своевременную оплату за поставленные услуги. В случае их несвоевременной оплаты он имеет право начислять пени и штрафы за просрочку.
- Имеет право требовать от потребителя услуг возмещения за ущерб, нанесённый общедомовому оборудованию.
- Поставщик может требовать предоставления отчёта о количестве реально проживающих в квартире людей, в том случае, если в ней не установлены приборы индивидуального учёта.
3. Права и обязанности потребителей.
Потребители также обладают своими правами и обязанностями, прописанными в положениях Постановления:
- Потребитель обязан бережно использовать любые инженерные коммуникации – как внутриквартирные, так и внутридомовые.
- Осуществлять своевременный допуск работников ЖКХ для проведения профилактики и текущего ремонта инженерных систем и приборов.
- Должен своевременно оповещать коммунальные службы о произошедшей или возможной аварии.
- И, пожалуй, главной обязанностью потребителя является обязанность своевременной оплаты счетов за предоставленные услуги. Расчётный период оплаты составляет один месяц, а крайний срок оплаты - обычно 10 число следующего месяца.
Постановление №354 определяет и права потребителей коммунальных услуг:
- Потребитель имеет право на получение качественных услуг в необходимом для него объёме.
- Может потребовать от коммунальных служб разъяснений по любым интересующим его вопросам: о качестве предоставляемых услуг, о суммах и порядке начисления оплаты и т.п.
В дополнениях и приложениях к данному документу даётся перечень нормативов и стандартов, определяющих правила предоставления коммунальных услуг.
В них потребитель может ознакомиться со следующими официальными стандартами:
- Техническими параметрами горячего и холодного и водоснабжения.
- Необходимой температурой и давлением в системах централизованного отопления.
- Напряжением, мощностью и силой тока в электросети.
- Качественными показателями бытового газа и другими нормативами, которые напрямую могут касаться интересов конечного потребителя.
Данное Постановление значительно облегчает порядок взаимодействия между субъектами правовых отношений – коммунальными хозяйствами и жильцами частных или многоквартирных домов. Кроме того, данный норматив является той законодательной базой, опираясь на которую поставщики или потребители могут добиваться соблюдения своих прав в судебных и гражданских инстанциях.
0.0032 сек. | © 2024 Comtarify.RU |