Перечень правил предоставления коммунальных услуг ЖКХ

Управление жилищно-коммунальным хозяйством – дело достаточно сложное и ответственное. Услуги ЖКХ относятся к общественно важной сфере, от которой во многом зависит жизнедеятельность целых регионов страны. Поэтому данная сфера регулируется соответствующими правилами, принятыми на законодательном уровне.

История регулирования сферы коммунальных услуг. Взаимоотношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг в нашей стране не всегда можно назвать безоблачными. Многочисленные судебные тяжбы и бытовые конфликты между субъектами жилищно-коммунальной сферы стали заурядным явлением.

К началу 2000-х годов обстановка здесь настолько обострилась, что далее стало просто невозможно обходится без соответствующих статей закона. Первые попытки централизованного регулирования предоставления коммунальных услуг были предприняты более десятилетия назад.

В 2006 году Правительство РФ издало Постановление №307, в котором прописывались правила предоставления услуг гражданам со стороны предприятий коммунальной сферы. Данное постановление, с ежегодно вносимыми поправками и корректировками, действовало вплоть до 2011 г.

В 2011 г. вышел новый законодательный акт – Постановление № 354. Оно ввело новые нормативы и правила поставки потребителям коммунальных услуг, а также регламентировало правила оплаты за их использование. В неизменном виде оно просуществовало до декабря 2014 года, когда в Постановление №354 были внесены первые изменения, вступившие в силу в 2015 г. В дальнейшем правила обновлялись и дополнялись в 2016 г.

Постановление правительства состоит из трёх основных частей:
  • Общие положения.
  • Права и обязанности поставщиков.
  • Права и обязанности потребителей.

1. Общие положения. Этот раздел содержит общее описание данного законодательного документа, регламентируются взаимоотношения между поставщиками и потребителями услуг.

В этом же вступительном разделе даётся расшифровка следующих понятий:
  • Внутридомовые системы – это общее имущество всех собственников, проживающих в многоквартирном доме. К ним относятся электрические, газовые и водопроводные сети, расположенные до непосредственного входа в квартиры. Сюда же относится различное оборудование общего пользования – от осветительных приборов в подъездах, на чердаках и подвалах, до лифтового оборудования.
  • Внутриквартирное оборудование – системы и оборудование, находящееся внутри отдельной квартиры. Пользование таким оборудованием осуществляет собственник квартиры в индивидуальном порядке.
  • Приборы учёта – оборудование, позволяющее измерять объёмы потребления заказчиком различных коммунальных услуг – электроэнергии, газа. Тепла, воды и т.д. Приборы учёта могут быть как общедомовыми, так и индивидуальными.

Кроме того, в общих положениях даётся описание и других терминов, встречающихся в дальнейшем: «коммунальные ресурсы», «коммунальные услуги», «жилое и нежилое помещение», «управляющая организация» и т.д. После раздела с общими положениями, в постановлении идут разделы, определяющие права и обязанности субъектов коммунального хозяйства: потребителями услуг и их поставщиками.

2. Права и обязанности поставщиков. Данные положения Постановления №354 описывают, какие права и обязанности имеют организации и субъекты правовых отношений, осуществляющие поставку услуг конечному потребителю (как физическим, так и юридическим лицам).

Согласно правилам, прописанным в этом разделе, поставщик обязан:
  • Осуществлять поставку услуг в необходимом для потребителя объёме. Следовательно, любые отклонения от государственных стандартов являются нарушениями законодательного акта – будь это недостаточно горячие батареи центрального отопления, низкое напряжение в электросети, либо слабый напор в водопроводной системе.
  • Согласно постановлению, коммунальные организации должны оперативно реагировать на все жалобы и пожелания потребителя. В частности, вносить все претензии в специальную книгу; своевременно принимать меры для проверки жалоб и устранения их причин; потребитель должен быть в письменном порядке извещён о результатах проверки.
  • Поставщики должны по первому требованию клиента произвести перерасчёт сумм оплаты в случае недополучения им надлежащих услуг.
  • Если планируется временное прекращение поставок услуг (в связи с текущим ремонтом, модернизацией оборудования и так далее), поставщик обязан своевременно уведомить об этом потребителей.

Кроме этого, постановление возлагает на поставщиков обязанность следить за правильной эксплуатацией внутридомовых сетей и производить своевременный их ремонт.

Помимо обязанностей, поставщики коммунальных услуг обладают и правами по отношению к потребителям:
  • Поставщик имеет право требовать своевременную оплату за поставленные услуги. В случае их несвоевременной оплаты он имеет право начислять пени и штрафы за просрочку.
  • Имеет право требовать от потребителя услуг возмещения за ущерб, нанесённый общедомовому оборудованию.
  • Поставщик может требовать предоставления отчёта о количестве реально проживающих в квартире людей, в том случае, если в ней не установлены приборы индивидуального учёта.

3. Права и обязанности потребителей.

Потребители также обладают своими правами и обязанностями, прописанными в положениях Постановления:
  • Потребитель обязан бережно использовать любые инженерные коммуникации – как внутриквартирные, так и внутридомовые.
  • Осуществлять своевременный допуск работников ЖКХ для проведения профилактики и текущего ремонта инженерных систем и приборов.
  • Должен своевременно оповещать коммунальные службы о произошедшей или возможной аварии.
  • И, пожалуй, главной обязанностью потребителя является обязанность своевременной оплаты счетов за предоставленные услуги. Расчётный период оплаты составляет один месяц, а крайний срок оплаты - обычно 10 число следующего месяца.

Постановление №354 определяет и права потребителей коммунальных услуг:
  • Потребитель имеет право на получение качественных услуг в необходимом для него объёме.
  • Может потребовать от коммунальных служб разъяснений по любым интересующим его вопросам: о качестве предоставляемых услуг, о суммах и порядке начисления оплаты и т.п.

В дополнениях и приложениях к данному документу даётся перечень нормативов и стандартов, определяющих правила предоставления коммунальных услуг.

В них потребитель может ознакомиться со следующими официальными стандартами:
  • Техническими параметрами горячего и холодного и водоснабжения.
  • Необходимой температурой и давлением в системах централизованного отопления.
  • Напряжением, мощностью и силой тока в электросети.
  • Качественными показателями бытового газа и другими нормативами, которые напрямую могут касаться интересов конечного потребителя.

Данное Постановление значительно облегчает порядок взаимодействия между субъектами правовых отношений – коммунальными хозяйствами и жильцами частных или многоквартирных домов. Кроме того, данный норматив является той законодательной базой, опираясь на которую поставщики или потребители могут добиваться соблюдения своих прав в судебных и гражданских инстанциях.
0.0032 сек. | © 2024 Comtarify.RU