Коммунальные услуги 2019 Правила предоставления услуг ЖКХ Как оплачивать коммунальные услуги через интернет?
Коммунальные услуги
Правила предоставления коммунальных услуг
Как оплатить коммунальные услуги через интернет?
Наши координаты

Перечень правил предоставления коммунальных услуг ЖКХ

Управление жилищно-коммунальным хозяйством – дело достаточно сложное и ответственное. Услуги ЖКХ относятся к общественно важной сфере, от которой во многом зависит жизнедеятельность целых регионов страны. Поэтому данная сфера регулируется соответствующими правилами, принятыми на законодательном уровне.

История регулирования сферы коммунальных услуг. Взаимоотношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг в нашей стране не всегда можно назвать безоблачными. Многочисленные судебные тяжбы и бытовые конфликты между субъектами жилищно-коммунальной сферы стали заурядным явлением.

К началу 2000-х годов обстановка здесь настолько обострилась, что далее стало просто невозможно обходится без соответствующих статей закона. Первые попытки централизованного регулирования предоставления коммунальных услуг были предприняты более десятилетия назад.

В 2006 году Правительство РФ издало Постановление №307, в котором прописывались правила предоставления услуг гражданам со стороны предприятий коммунальной сферы. Данное постановление, с ежегодно вносимыми поправками и корректировками, действовало вплоть до 2011 г.

В 2011 г. вышел новый законодательный акт – Постановление № 354. Оно ввело новые нормативы и правила поставки потребителям коммунальных услуг, а также регламентировало правила оплаты за их использование. В неизменном виде оно просуществовало до декабря 2014 года, когда в Постановление №354 были внесены первые изменения, вступившие в силу в 2015 г. В дальнейшем правила обновлялись и дополнялись в 2016 г.

Постановление правительства состоит из трёх основных частей:
  • Общие положения.
  • Права и обязанности поставщиков.
  • Права и обязанности потребителей.

1. Общие положения. Этот раздел содержит общее описание данного законодательного документа, регламентируются взаимоотношения между поставщиками и потребителями услуг.

В этом же вступительном разделе даётся расшифровка следующих понятий:
  • Внутридомовые системы – это общее имущество всех собственников, проживающих в многоквартирном доме. К ним относятся электрические, газовые и водопроводные сети, расположенные до непосредственного входа в квартиры. Сюда же относится различное оборудование общего пользования – от осветительных приборов в подъездах, на чердаках и подвалах, до лифтового оборудования.
  • Внутриквартирное оборудование – системы и оборудование, находящееся внутри отдельной квартиры. Пользование таким оборудованием осуществляет собственник квартиры в индивидуальном порядке.
  • Приборы учёта – оборудование, позволяющее измерять объёмы потребления заказчиком различных коммунальных услуг – электроэнергии, газа. Тепла, воды и т.д. Приборы учёта могут быть как общедомовыми, так и индивидуальными.

Кроме того, в общих положениях даётся описание и других терминов, встречающихся в дальнейшем: «коммунальные ресурсы», «коммунальные услуги», «жилое и нежилое помещение», «управляющая организация» и т.д. После раздела с общими положениями, в постановлении идут разделы, определяющие права и обязанности субъектов коммунального хозяйства: потребителями услуг и их поставщиками.

2. Права и обязанности поставщиков. Данные положения Постановления №354 описывают, какие права и обязанности имеют организации и субъекты правовых отношений, осуществляющие поставку услуг конечному потребителю (как физическим, так и юридическим лицам).

Согласно правилам, прописанным в этом разделе, поставщик обязан:
  • Осуществлять поставку услуг в необходимом для потребителя объёме. Следовательно, любые отклонения от государственных стандартов являются нарушениями законодательного акта – будь это недостаточно горячие батареи центрального отопления, низкое напряжение в электросети, либо слабый напор в водопроводной системе.
  • Согласно постановлению, коммунальные организации должны оперативно реагировать на все жалобы и пожелания потребителя. В частности, вносить все претензии в специальную книгу; своевременно принимать меры для проверки жалоб и устранения их причин; потребитель должен быть в письменном порядке извещён о результатах проверки.
  • Поставщики должны по первому требованию клиента произвести перерасчёт сумм оплаты в случае недополучения им надлежащих услуг.
  • Если планируется временное прекращение поставок услуг (в связи с текущим ремонтом, модернизацией оборудования и так далее), поставщик обязан своевременно уведомить об этом потребителей.

Кроме этого, постановление возлагает на поставщиков обязанность следить за правильной эксплуатацией внутридомовых сетей и производить своевременный их ремонт.

Помимо обязанностей, поставщики коммунальных услуг обладают и правами по отношению к потребителям:
  • Поставщик имеет право требовать своевременную оплату за поставленные услуги. В случае их несвоевременной оплаты он имеет право начислять пени и штрафы за просрочку.
  • Имеет право требовать от потребителя услуг возмещения за ущерб, нанесённый общедомовому оборудованию.
  • Поставщик может требовать предоставления отчёта о количестве реально проживающих в квартире людей, в том случае, если в ней не установлены приборы индивидуального учёта.

3. Права и обязанности потребителей.

Потребители также обладают своими правами и обязанностями, прописанными в положениях Постановления:
  • Потребитель обязан бережно использовать любые инженерные коммуникации – как внутриквартирные, так и внутридомовые.
  • Осуществлять своевременный допуск работников ЖКХ для проведения профилактики и текущего ремонта инженерных систем и приборов.
  • Должен своевременно оповещать коммунальные службы о произошедшей или возможной аварии.
  • И, пожалуй, главной обязанностью потребителя является обязанность своевременной оплаты счетов за предоставленные услуги. Расчётный период оплаты составляет один месяц, а крайний срок оплаты - обычно 10 число следующего месяца.

Постановление №354 определяет и права потребителей коммунальных услуг:
  • Потребитель имеет право на получение качественных услуг в необходимом для него объёме.
  • Может потребовать от коммунальных служб разъяснений по любым интересующим его вопросам: о качестве предоставляемых услуг, о суммах и порядке начисления оплаты и т.п.

В дополнениях и приложениях к данному документу даётся перечень нормативов и стандартов, определяющих правила предоставления коммунальных услуг.

В них потребитель может ознакомиться со следующими официальными стандартами:
  • Техническими параметрами горячего и холодного и водоснабжения.
  • Необходимой температурой и давлением в системах централизованного отопления.
  • Напряжением, мощностью и силой тока в электросети.
  • Качественными показателями бытового газа и другими нормативами, которые напрямую могут касаться интересов конечного потребителя.

Данное Постановление значительно облегчает порядок взаимодействия между субъектами правовых отношений – коммунальными хозяйствами и жильцами частных или многоквартирных домов. Кроме того, данный норматив является той законодательной базой, опираясь на которую поставщики или потребители могут добиваться соблюдения своих прав в судебных и гражданских инстанциях.
получение метаданных 0.0009 сек.